АГЕНТ 009

“Бог помогает не большим батальонам, а тем, кто лучше стреляет”                   Вольтер

Стремительное развитие технического прогресса затрагивает практически все стороны жизни современного человека, а тем более бизнесмена. Развитие информационных и коммуникационных технологий привели к значительному ускорению темпов бизнеса.

В самом деле, каких нибудь 10 – 15 лет назад возможности факсимильной, электронной или сотовой связи были весьма ограничены. Однако в настоящее время представить себе нормальную коммерческую структуру без указанных «инструментов бизнеса» практически невозможно. Работать с клиентами и поставщиками, заключать сделки можно практически в on-лайновом режиме, тоже самое касается и банковских переводов, и оплаты товаров посредством интернет и электронных платежей, и иных безналичных финансовых операций.

С другой стороны ускорение темпов бизнеса приводит к возрастанию агрессивности рыночной среды и окружающего бизнес – пространства в целом. Российский рынок, на самом деле, находиться фактически в младенческом состоянии, при этом он переживает период бурного развития и становления. Несмотря на то, что немногие рынки можно назвать устоявшимися (не говоря уже о развивающихся) на них постоянно появляются и исчезают новые конкуренты. Помимо конкуренции в деятельность бизнеса повсеместно вмешивается и государство, в лице своих исполнительных, законодательных и административных органов. Пожалуй нигде в мире бизнес не находиться в такой зависимости от политики как в России. Дело осложняется тем, что на политику российских властей накладываются политические события, происходящие в мире и способные весьма отрицательно сказаться на коммерческой деятельности конкретной фирмы. Влияние политического фактора на экономику осложняется маневрами местных властей разного уровня. Не брезгуют использовать различные возможности бизнеса и старейшие участники любых рыночных отношений – криминальные группировки. Да и сама конкуренция зачастую из простого фактора влияния на собственный бизнес переходит в фазу фактически активных «боевых» действий, что, прежде всего, связано с борьбой за рыночную долю, за клиентов, за технологическое превосходство и т.п. Иногда суммарная деятельность всех вышеуказанных факторов может привести бизнесмена к прямому банкротству.

Процессы мировой глобализации также могут оказать на бизнес существенное влияние. Необходимо признать, что не все представители бизнеса, да и Правительства России представляют себе все последствия вступления России во «Всемирную торговую организацию» (ВТО). Последствия же эти в первую очередь затронут российский рынок появлением, определенного количества развитых иностранных компаний со своим набором товаров и услуг. Насколько конкурентоспособными окажутся, в данной ситуации, российские предприниматели? В настоящее время все эти «иноземцы» вынуждены играть на российском поле бизнеса по нашим же российским правилам. При вступлении в ВТО Россия должна будет радикально изменить некоторые законодательные положения, что обеспечит «иностранцам» значительную степень свободы и превосходство (за счет передовых технологий и организации производства) в конкурентном влиянии над весьма значительными секторами российского рынка.

Учет суммарного влияния перечисленных факторов на деятельность отечественных бизнес – структур требует нового подхода и пересмотра устоявшихся аспектов коммерческой безопасности.

В первую очередь это вызвано необходимостью переработки весьма значительных объемов информации об изменениях, происходящих во внешней среде, с целью успешной адаптации бизнес – структуры к этим изменениям. Другая сторона этой же проблемы заключается в том, что бурное развитие информационных и коммуникационных технологий нередко приводит к лавинообразному росту объема поступающей информации.

Значительный рост объемов информации, необходимой для принятия важных управленческих решений, существенно сокращает время на ее учет, изучение и верную интерпретацию. В сложившихся обстоятельствах, при сжатых сроках на изучение информации и источников ее получения велика вероятность неполного охвата именно необходимой информации, что, в конечном итоге, может привести к ее неверной оценке или недооценке, вдобавок повышается возможность «заглатывания» специально подготовленной дезинформации.

Все это в совокупности может привести предпринимателя и топ – менеджмент организации к принятиям неверных решений и самым негативным последствиям в бизнесе.

Что можно противопоставить указанным негативным тенденциям?

Базовую платформу обеспечения «экономического процветания» любой организации можно условно разделить на два вида деятельности, бесспорно имеющих прямое отношение к аспектам коммерческой безопасности.

 Во-первых, это деятельность по обеспечению безопасности организации. Защита от прямых посягательств на фирму со стороны криминала, конкурентов или иных участников рыночных отношений (защита от проявлений физического подавления, фактов мошенничества, проверка лояльности персонала, проверка партнеров, поставщиков, сбор сведений для переговоров и т.п.).

 Во-вторых, – деятельность по обеспечению достижения стратегических и тактических целей организации, достижения превосходства на рынке (сфере своей деятельности), включающее идентификацию и выявление имеющихся угроз и возможностей и создание условий для использования возможностей и адекватной адаптации к изменениям внешней среды.

Если с субъектностью, объектностью и функциональной относимостью первого вида деятельности особых вопросов не возникает. Объект – угрозы и риски, связанные с непосредственными посягательствами на нормальную деятельность или имущество субъекта защиты (конкуренты, криминал, хищения и т.п.). Субъект – служба безопасности (экономической безопасности) и охраны. Функциональная относимость – обеспечение собственной безопасности и охраны, как правило, в рамках действующего Федерального закона «О детективной и частной охранной деятельности».

В случае со вторым видом деятельности такие вопросы могут появиться. В самом деле – кто или что является объектом данного вида деятельности? Кто является субъектом ее осуществления? И, наконец, в чью функциональную компетенцию входит данная деятельность?

Ответы на поставленные вопросы не так просты, как может показаться с первого взгляда. Для прояснения ситуации рассмотрим их в обратном порядке.

Итак, кто, в первую очередь, заинтересован в достижении стратегических целей организации и достижении превосходства на рынке? Даже не заглядывая в учебники по менеджменту, можно с уверенностью заявить, что данная функция и компетенции принадлежат руководителю коммерческой структуры и топ – менеджменту организации. Именно они, в первую очередь ответственны за решение этих вопросов.

Что или кто выступает основными объектами, способствующими или препятствующими достижению поставленных задач? Практика отечественного и зарубежного бизнеса однозначно свидетельствует – это угрозы, риски и возможности рыночной среды, способные оказать существенное влияние на деятельность организации. Необходимо уточнить, что природа рисков, угроз и возможностей может быть совершенно различной. Появление новых технологий, влекущее возникновение новых рынков, товаров и услуг. Изменения действующего законодательства. Выход на устоявшийся рынок новых конкурентов, либо наоборот снижение конкурентного влияния или давления. Глобальные факторы политических или экономических изменений и т.п. Таким образом, главными объектами изучения или исследований выступают риски, угрозы и возможности, способные оказать значительное влияние на предпринимателя и его бизнес. При этом необходимо учитывать, что даже у двух совершенной одинаковых по структуре и бизнесу организаций, действующие риски угрозы и возможности могут существенно различаться. То, что является угрозой для одного, может представлять возможности для другого.

Кто же обеспечивает решение задач по достижению стратегических и тактических целей организации и достижения превосходства на рынке?

В нелегком деле обеспечения «экономического процветания» коммерческой фирмы задействованы все ее подразделения. Однако обособленность бизнес – единиц друг от друга приводит к тому, что важная информация, полученная в ходе текущей деятельности, может затеряться и не быть доведена в нужное время до лиц, принимающих решения. Кроме того, очень часто такая информация не обобщается, а, следовательно, утрачивается возможность ее анализа в совокупности с другими известными фактами. Результатом такого состояния дел могут стать ошибки в управлении организации, выраженные в принятии руководством неверных управленческих решений.

Кстати, анализ причин большинства провалов предпринимательской деятельности в России свидетельствует о неумении использовать информационные возможности, и принятии ошибочных решений даже в тех случаях, когда важная информация, способная разрешить ситуацию, имелась в наличии, но не была востребована или доведена до сведения руководства. Кроме того, причина ошибок часто кроется в простом нежелании руководителей наладить систему сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней среды, влияющих на деятельность организации.

Существуют ли эффективные методы решения данной проблемы?

Наиболее эффективный выход из сложившейся ситуации предлагают методики современного СТРАТЕГИЧЕСКОГО и РИСК – МЕНЕДЖМЕНТА, успешно используемые как зарубежными, так и российскими бизнесменами.

Речь идет о создании в структуре организации принципиально – новой бизнес – единицы с новыми функциями и возможностями. Основное предназначение нового подразделения – информационно – аналитическое обеспечение бизнеса и сопровождение, в информационно – аналитическом плане, осуществляемых компанией проектов и бизнес – стратегий.

Кто составляет костяк такого подразделения? Российский и зарубежный опыт свидетельствует, для наибольшей эффективности и отдачи костяк новой бизнес – единицы составляют наиболее грамотные и опытные сотрудники организации, специалисты по основной сфере ее бизнеса. Именно такое кадровое обеспечение позволяет сотрудникам, хорошо знакомым с рисками и возможностями в данной сфере бизнеса, обеспечивать информационное взаимодействие всех отделов организации, в которых они ранее работали. Кроме того, эта исследовательская команда получает возможность обобщать информацию, анализировать ее и немедленно информировать руководство о наиболее существенных изменениях на бизнес – пространстве и связанных с этим рисках и возможностях. При выявлении новых угроз и возможностей опытные специалисты вырабатывают практические рекомендации по их использованию или отражению, что существенно сокращает время на принятие руководством управленческих решений и повышает скорость адаптации организации к изменениям внешней среды.

Таким образом, основная деятельность новой бизнес – единицы заключается в комплексном выявлении и управлении стратегическими и тактическими предпринимательскими рисками.

В плане осуществления функций РИСК – МЕНЕДЖМЕНТА организация также получает дополнительные возможности. Определяющими из которых являются возможности минимизации ущерба факторов влияния внешней среды, а также некоторые возможности скрытого дистанционного влияния и управления отдельными факторами, например, структурами основного оппонента. Впрочем, это тема отдельного и весьма содержательного разговора.

В заключение экскурса о новых аспектах коммерческой безопасности хотелось бы акцентировать внимание на образовательном аспекте. Использование в бизнесе возможностей СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА и РИСК – МЕНЕДЖМЕНТА требует грамотных и подготовленных специалистов. В подавляющем большинстве случаев специальная подготовка по этим вопросам необходима непосредственному руководству и топ – менеджменту коммерческих структур. Это позволяет с одной стороны избежать многих ошибок при создании новой информационно – аналитической системы, а с другой – развернуть эффективную исследовательскую деятельность, соответствующую непосредственным информационным потребностям, порой весьма уникальным, конкретной организации.

Где можно пройти подобное обучение? В настоящее время имеется достаточное количество тренинговых и консалтинговых организаций оказывающих услуги в этой области, кроме того, в русской доменной зоне Интернета имеется достаточное количество информационных ресурсов, посвященных теме преодоления информационной неопределенности, например, «Загадки менеджмента». Особое значение имеет то обстоятельство, что данные методики полностью адаптированы к реалиям российского рынка.

Рассматривая изменившиеся аспекты коммерческой безопасности приходиться признать, данные изменения вызваны велением нашего времени. Игнорирование этих изменений может привести предпринимателя и его бизнес в зону информационной неопределенности, существенно затрудняющей нормальное ведение бизнеса и принятие адекватных управленческих решений.

Активное внедрение в практику отечественного бизнеса современных информационно-аналитических технологий и специального информационного обеспечения действительно позволяет предпринимателю добиться лидирующего положения в бизнесе, особенно по сравнению с теми, кто по тем или иным причинам не использует эти возможности.

С другой стороны на пространствах бывшего СССР имеется достаточное количество коммерческих структур не только владеющих современными методиками КРИЗИС-МЕНЕДЖМЕНТА, но активно применяющих их на практике, так, что шансы отстать или перейти в категорию аутсайдера существенно повышаются.

Новые горизонты коммерческой безопасности

Генрих Лемке

Хостинг от uCoz